Современный театр.
Направления в современном театре:
1. Спектакли-перформансы
Перформансом принято называть форму современного искусства в принципе. Чаще всего термин используется в художественной среде. В театре же перформансом (условно!) можно назвать постановки на стыке музыки, драматического слова, модерн-танца и, безусловно, визуальных искусств и мульти-медиа. Более точного названия жанру попросту не придумано. Итак, если вы попали в театр на такой спектакль, то расценивайте его, как зрелище, только без приставки поп. Обязательный смысл (почти всегда философский) предполагает здесь самые навороченные визуальные спецэффекты и неожиданную, иногда полностью компьютерную, сценографию. Постановка Давида Бобе и Кирилла Серебренникова «Метаморфозы» — лучший пример спектакля-перформанса. Этот как раз тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Доведенный до абсолюта театральный перформанс — спектакли Дмитрия Волкострелова по пьесам Павла Пряжко. Идут они в Питере, но на гастролях в столице также бывают часто. Перессказывать их нет никакой надобности. Достаточно будет сказать, что актеров, в них участвующих, мало, они бессюжетны, а иногда и бессловесны. Не так давно в Москве был показана постановка «Я свободен» — на сцене стоял актер и демонстрировал на проекторе некачественные фотографии. На этом всё. И понимайте, как знаете.
2. Театр художника
Сам термин ассоциируется с именем Дмитрия Крымова. Сын режиссера Анатолия Эфроса и критика Натальи Крымовой, он окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. И первоначально числился в художниках. Потом как-то вдруг переквалифицировался в режиссеры. Главное, что создал Крымов — театр на стыке драмы и живописи. По своей сути это грандиозные инсталляции в театральной упаковке, эдакие постмодернисткие высказывания с изрядной долей дуракаваляния. Так что, если вы приобретаете билет, скажем, на Лермонтова по версии Крымова, будьте готовы к тому, что текст не будет произнесен вовсе, или будет, но урывками. Зато ошеломляющие визуальные метафоры гарантированы. В спектакле «Демон. Вид сверху» артисты (и по совместительству художники) рисуют на огромных ватманах прямо на сцене. А еще здесь спускают с колосников черное тряпье (демона) и слушают звуки дождя и воды. Сегодня Крымов руководит собственной Лабораторией в школе драматического искусства. Каждый его спектакль становится событием. А самый новый «Как вам это понравится…» успел завоевать престижную премию на Эдинбургском фестивале.
3. Хореографические спектакли
Если вы думаете, что мы про балет или современный танец, то ошибаетесь. Сегодня в театре можно увидеть нечто куда более оригинальное. К примеру, как драматические артисты в буквальном смысле вытанцовывают текст Толстого или Лопе де Вега. И, кстати, у них это весьма достойно получается. Классическая хореография с элементами contemporary dance и пантомимы рождает новые смыслы как раз потому, что ее «примеряют» на себя актеры, приученные играть сердцем. Драматическими талантами балетные артисты зачастую не обладают, а «техника» в сухом остатке не всегда дает нужный результат. В «непрофессиональных» же балетных спектаклях как раз наоборот. Ярчайший пример удачной постановки такого типа — «Анна Каренина» хореографа из Литвы Анжелики Холиной. Страницы знаменитого романа разложены на ноты и па. Великолепны костюмы и безупречно стильная сценография. Все это гарантии успеха у публики. А сомнительный жанровый статус здесь совершенно не при чем.
4. Новая драма
Само определение давно устарело, поскольку родоначальниками новой драмы принято считать Ибсена, Стриндберга и Золя. И все же сегодня, если театральная программка вас предупреждает «осторожно, новая драма», рассчитывать на что-нибудь пронзительно—светлое не приходится. Новая драма автоматически предполагает так называемую «чернуху» и вечные вопросы о смысле жизни. Также вы вполне можете быть уверены, что услышите мат, изящно слетающих с актерских уст. И увидите обнаженное (на худой конец, полуобнаженное) тело. Также новой драме свойственна символисткая сценография, странные костюмы, современное место и время действия. В принципе новой драмой сегодня можно считать спектакли Кирилла Серебренникова (яркий пример — его «старый» спектакль «Изображая жертву»), Константина Богомолова («Ставангер»), Ивана Вырыпаева («Кислород») и других известных и неизвестных режиссеров. Стиля как такового у новой драмы нет. Но всех режиссеров, работающих с ней, объединяет интерес к современности и стремление к «новой искренности». Чтобы проникнуться темой на более простом примере, стоит увидеть спектакль Никиты Кобелева «Любовь людей» (Театр Маяковского). Эта постановка просто-таки наглядное пособие по новой драме. Психологически тяжелый и умный спектакль про любовь в глубинке по пьесе нашего современника Дмитрия Богославского.
5. Вербатим
«Перевод» этого слова, не-театралам незнакомого, — документальный театр. Жанр вырос из новой драмы. Ключевым моментом для понимания, что это такое, является факт: все спектакли вербатим основаны на реальных монологах или диалогах обычных людей. Иногда они перепроизнесены актерами (как в спектакле Театра.doc «9 месяцев/ 40 недель» — мужчины пересказывают реальные истории из жизни рожавших женщин), иногда нет. Последнее — большая редкость. Яркий пример такой работы — «Акын-опера» все того же Театра.doc. На протяжении сценического времени реальные мигранты из Таджикистана рассказывают публике истории из своей московской жизни. Со всеми вытекающими последствиями: минимум режиссуры, непоставленная речь, интуитивная пластика, предельная приближенность «героев» к зрителю.
6. Актуализированная классика
Еще один подвид новой драмы. Классику без отступлений сегодня можно видеть, пожалуй, только в Малом театре. В остальных случаях на школьного Пушкина или Чехова рассчитывать не приходится. «Горе от ума» в Школе современной пьесы идет в черно-белом пространстве теней и бумажных особняков, с отсылами к творчеству Бродского и деятельности современного Парламента. В МХТ в репертуаре «завелся» богомоловский «Идеальный муж». Сказать, что это комедия Оскара Уальда значит соврать. Спектакль больше похож на четырехчасовую пародию на современную Россию. На новую буржуазию, на полчища рабсилы из близлежащих республик, на новый язык и стиль поведения в обществе. Прекрасный спектакль Михаила Угарова (отца-основателя новой драмы, кстати) — «Маскарад Маскарад» по Лермонтову. Действующие лица школьной поэмы остались прежними, изменилось время действия.. Суть этой интригующей стилизации в писке нового героя времени. Кто он? Чем живет? Любит ли? И есть ли вообще?
Свежие комментарии